Из опыта работы клуба "Не сгори на работе" отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения.
Руководитель клуба: специалист по социальной работе и организационному обеспечению ОССО и ОО Кононова Снежана Викторовна.
Что такое "эмоциональное выгорание"?
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, и, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Это - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, и конечно же, работников социальных служб.
Справиться с этой проблемой призвано такое современное и перспективное направление, как арт-терапия.
Что такое "арт-терапия"?
Арт-терапия - это
Метод не имеет ограничений и противопоказаний, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память.
К занятиям можно приступить в любое время, ведь специальная подготовка для пациентов не требуется.
Программа реализуется второй год: с 2015 – 2016 гг.
Направления, реализованные по программе клуба "Не сгори на работе":
Все предпочтения сотрудников были предварительно проанализированы: был проведен соц. опрос в форме анкетирования – входные и выходные анкеты, где были предложены различные варианты арт – терапии.
О программе клуба "Не сгори на работе".
Какую цель преследует программа, клуб специалистов?
1. Снятие внутреннего напряжения, посредством проведения занятия по разгрузке отрицательных эмоций; переключение человека с напряженной среды на среду расслабления; отвлечение от проблем – дать человеку передышку.
Объединение участников клуба, расширение кругозора, улучшение "качества" общения.
2. Расширить представление о творческих направлениях, заинтересовать, дать перспективу творческой реализации – может быть что –то из предложенного на занятии как раз то, чем человек давно хотел заняться, но даже не догадывался о такой возможности.
3. Показать новые методы работы с клиентами, новые направления, в которых можно двигаться (например, инновации). Знания, полученные в клубе, могут пригодится в дальнейшей клубной работе с различными клиентами (например, детьми \ пожилыми). Специалист, заинтересовавшись идеей, сам захочет подробно и глубоко изучить тему.
Какой результат мы ожидаем?
Это прежде всего получение положительной эмоции в процессе занятия, удовлетворение, что выражается улыбкой, теплым взглядом, расположением к собеседнику, ведущему, заинтересованностью темой, вопросами к ведущему, обсуждением самого занятия. И что очень важно – сохранение этого положительного настроя после занятия - человек доволен, хочет продолжить, хочет придти на занятие еще раз.
В перспективе, это и возможность помочь самому себе самостоятельно преодолевать напряжение и негатив, и даже научить этому других людей. Методики выбираются достаточно простые и доступные каждому человеку, не требуя специальной подготовки. Если же человек заинтересовался творческим направлением и захотел заняться им серьёзно и глубоко – то это вдвойне приятно. Значит, цель достигнута.
ПРОГРАММА
"Профилактика эмоционального выгорания специалистов учреждения методом арт-терапии"
Пояснительная записка
Творческая активность – залог долголетия
В последние годы в России все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания работников сферы соц. обслуживания.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, и, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Это - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, и конечно же, работников социальных служб.
Эта проблема всегда актуальна, особенно для специалистов соц. сферы, которые вовлечены в длительное напряженное общение с другими людьми. Им приходится встречаться с клиентами в тяжелые для них моменты жизни.
Но прежде чем решать чужие проблемы, специалист должен уметь справиться со своими проблемами. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные стороны трудовой деятельности – профессиональную сферу, личность профессионала, профессиональное общение. Для отдельного человека выгорание становится очень болезненной проблемой, в масштабе же организации - стресс и выгорание сотрудников приводят к снижению эффективности работы и большой текучести кадров.
Организация работы по сохранению психического здоровья специалиста является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психологических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития специалиста соц. сферы.
Справиться с этой проблемой призвано такое современное и перспективное направление, как арт-терапия.
Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством», признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть свой внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, в бизнесе, педагогике и социальной работе.
Арт-терапия - это
Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы.
Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. К занятиям можно приступить в любое время, ведь специальная подготовка для пациентов не требуется.
Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.
Актуальна арт-терапия в психологии, ведь все люди сталкиваются с проблемой межличностных отношений. Арт-терапия не только позволяет выразить свои страхи, эмоции и чувства, но и позволят адаптироваться к жизни в обществе, понять окружающий мир, научиться понимать других людей. Многие во время занятий открывают творческие способности и таланты, о существовании которых не знали.
Основные положения
Цель программы: профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов Учреждения.
Задачи программы:
обучение специалистов самостоятельному преодолению кризисных психологических состояний посредством методов арт-терапии;
удовлетворение потребности сотрудников Учреждения в творческой самореализации, внутренней гармонии и равновесии;
помощь в развитии профессиональных навыков, личностного роста, повышения уровня самооценки специалистов.
Целевая группа: специалисты Учреждения
Направления программы:
Формы и методы работы:
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
С.В. Кононова, специалист по соц. работе ОССО и ОО,
Т.Г.Епанчинцева, аналитик Центра
Руководитель клуба:
С.В. Кононова, специалист по соц. работе ОССО и ОО
Участники клуба: специалисты Учреждения
Ожидаемые результаты:
Результатом комплексного подхода к проведению занятий по арт-терапии и самореализации сотрудников Центра являются:
Оценка результатов программы
Критериями оценки эффективности реализации программы являются следующие:
Исходя из критериев, определены основные показатели эффективности деятельности клуба:
Количественные показатели:
Качественные показатели:
Мониторинг данных показателей осуществляется в динамике на основе:
Дополнительным механизмом оценки является наличие положительных отзывов.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный: беседа с сотрудниками Учреждения, сбор информации о психологическом состоянии, предпочтениях специалистов, культурного, профессионального уровня сотрудников. Разработка конспектов занятий, памяток, рекомендаций. Подбор участников, разбивка на группы, выбор преподавателя.
2. Основной:
Реализация программы:
3. Завершающий:
Сроки реализации программы: январь – декабрь 2015 г.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год и включает в себя следующие направления:
1. "Секреты рукоделия":
2. "Креативная студия":
Занятия проводятся 2 раза в месяц, в течение всего года. Организованы 2 группы по 9-10 человек.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
---|---|---|
I. Направление "Секреты рукоделия" | ||
1 |
Вышивка атласными лентами. Знакомство с техникой выполнения. |
1 |
2 |
Предметы, вышитые атласными лентами. |
1 |
3 |
Делимся опытом в вышивке. |
1 |
4 |
Вязание крючком. Это просто. |
1 |
Виды вязок крючком. |
1 | |
Салфетки и коврики своими руками (крючок). |
1 | |
Вязание спицами. Уроки для начинающих. |
1 | |
Виды вязок спицами. Простейшие вязки. |
1 | |
Шарфики для всей семьи (спицы). |
1 | |
Бисероплетение. Знакомство. Виды изделий из бисера. |
1 |
|
Украшения из бисера. Техники выполнения. |
1 |
|
II. Направление «Креативная студия» |
||
Как работать с соленым тестом.
|
1
|
|
Поделки из соленого теста.
|
1 |
|
Особенности техники декупаж. |
1 |
|
Предметы в технике декупаж. |
1 |
|
Особенности бумагопластики. |
1 |
|
Поделки из бумаги, простые техники. |
1 |
|
Что такое квиллинг? |
1 |
|
Картины в технике квиллинг. |
1 |
|
Что такое граттаж? |
1 |
|
Картинки в технике граттаж. |
1 |
|
Изделия из кожи. Разнообразие техник. Плетеная сумочка. |
1 |
|
Аппликация и картинки из кожи. |
1 |
Приложение
Мастер – класс с элементами арт-терапии
Я предлагаю выполнить 3 разных упражнения с элементами арт – терапии (комплексное занятие).
1. Упражнение "Тонирование" (звуко - терапия).
Участникам занятия предлагается пропеть звуки:
Давайте медленно и протяжно пропоём каждый звук и почувствуем его звучание.
2. Оригами "Кошка" (бумагопластика).
Я предлагаю сделать из бумаги мордочку кошки, согласно предложенной схеме.
Я выбрала этот образ неслучайно, ведь кошка – это символ гибкости, мягкости, "пушистости", позитива и домашнего уюта. Мурлыканье кошки успокаивает, умиротворяет, вызывает улыбку и покой. Мы сделаем такую "милую" мордочку и она будет вызывать у вас позитивные эмоции. Такую фигурку также легко можно сделать и с детьми.
3. Упражнение "Звуки природы" (элементы музыко - терапии).
Прослушаем целебные звуки, созданные самой природой, возвращающие нас к своим истокам:
Звуки природы:
4. Упражнение "Танец огня" (ритмо - терапия).
Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают человеку быстро и легко установить дружеские связи с другими участниками группы, ведущим, это также дает определённый психотерапевтический эффект – положительные эмоции в процессе и по окончании занятия, которые и являются целью проведения подобных мероприятий.
Данное упражнение помогает снять напряжение, почувствовать партнера, установить контакт с группой участников занятия, объединить всех.
Текст – сопровождение:
- Я предлагаю вам пройти в центр зала\комнаты.
Встаньте, пожалуйста, в круг. Вы все вместе – это большой костер.
Каждый из вас – это искорка костра. А ваши руки – это язычки пламени нашего костра.
Начинайте медленное движение руками – как будто подул ветерок, и ваши язычки пламени задвигались.
Давайте вместе начнем покачивать руками. Сначала медленно и плавно – влево.
Затем медленно и плавно – вверх. Теперь медленно и плавно – вправо.
Двигаемся плавно, мягко, расслабленно, как нам хочется, – наш костер горит ровно и спокойно.
Двигаются руки, двигаются предплечья, двигаются кисти рук.
Теперь, в такт музыки, мы начинаем двигаться по кругу – медленно и плавно, и наши язычки пламени движутся и раскачиваются вместе с нами. Наш костёр ритмично покачивается.
Теперь ветер подул сильнее, и каждая искорка нашего костра объединяется с соседней искоркой в пару, искорки берутся за руки и движутся вместе плавно, в такт музыки.
Наш костер продолжает гореть, он по-прежнему – ровный и размеренный.
Каждая искорка светится радостью и добром, красотой и любовью, светом и миром.
Кононова Снежана Викторовна,
специалист по социальной работе и организационному обеспечению отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"
Адрес служебный: 646620, Омская обл.,
с. Нижняя Омка, ул. Кооперативная 14, БУ КЦСОН Нижнеомского района
телефон служ.: 8(38165)2-31-64;