• 646620, Омская область, Нижнеомский р-н, с. Нижняя Омка, ул. Кооперативная, 14.
  • Режим работы: c 08:30 до 17:45.
  • Телефон: 8 (38165) 22-340
Бюджетное учреждение Омской области

Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ АРТ - ТЕРАПИИ

Из опыта работы клуба "Не сгори на работе" отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения.

Руководитель клуба: специалист по социальной работе и организационному обеспечению ОССО и ОО Кононова Снежана Викторовна.

Что такое "эмоциональное выгорание"?

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, и, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Это - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, и конечно же, работников социальных служб.

Справиться с этой проблемой призвано такое современное и перспективное направление, как арт-терапия.

Что такое "арт-терапия"?

Арт-терапия - это

  • метод лечения, основанный на привлечении человека к занятиям творчеством, и на восприятии им готовых предметов искусства;
  • метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции человека художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, рукоделие и многое другое.

Метод не имеет ограничений и противопоказаний, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память.

К занятиям можно приступить в любое время, ведь специальная подготовка для пациентов не требуется.

Программа реализуется второй год: с 2015 – 2016 гг.

Направления, реализованные по программе клуба "Не сгори на работе":

  • рукоделие,
  • бумагопластика,
  • техника фото – коллажа,
  • изо – терапия (рисуночная терапия),
  • музыкотерапия.

Все предпочтения сотрудников были предварительно проанализированы: был проведен соц. опрос в форме анкетирования – входные и выходные анкеты, где были предложены различные варианты арт – терапии.

О программе клуба "Не сгори на работе".

Какую цель преследует программа, клуб специалистов?

1. Снятие внутреннего напряжения, посредством проведения занятия по разгрузке отрицательных эмоций; переключение человека с напряженной среды на среду расслабления; отвлечение от проблем – дать человеку передышку.

Объединение участников клуба, расширение кругозора, улучшение "качества" общения.

2. Расширить представление о творческих направлениях, заинтересовать, дать перспективу творческой реализации – может быть что –то из предложенного на занятии как раз то, чем человек давно хотел заняться, но даже не догадывался о такой возможности.

3. Показать новые методы работы с клиентами, новые направления, в которых можно двигаться (например, инновации). Знания, полученные в клубе, могут пригодится в дальнейшей клубной работе с различными клиентами (например, детьми \ пожилыми). Специалист, заинтересовавшись идеей, сам захочет подробно и глубоко изучить тему.

Какой результат мы ожидаем?

Это прежде всего получение положительной эмоции в процессе занятия, удовлетворение, что выражается улыбкой, теплым взглядом, расположением к собеседнику, ведущему, заинтересованностью темой, вопросами к ведущему, обсуждением самого занятия. И что очень важно – сохранение этого положительного настроя после занятия - человек доволен, хочет продолжить, хочет придти на занятие еще раз.

В перспективе, это и возможность помочь самому себе самостоятельно преодолевать напряжение и негатив, и даже научить этому других людей. Методики выбираются достаточно простые и доступные каждому человеку, не требуя специальной подготовки. Если же человек заинтересовался творческим направлением и захотел заняться им серьёзно и глубоко – то это вдвойне приятно. Значит, цель достигнута.

ПРОГРАММА

"Профилактика эмоционального выгорания специалистов учреждения методом арт-терапии"

Пояснительная записка

Творческая активность – залог долголетия

В последние годы в России все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания работников сферы соц. обслуживания.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, и, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. Это - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения: учителей, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, и конечно же, работников социальных служб.

Эта проблема всегда актуальна, особенно для специалистов соц. сферы, которые вовлечены в длительное напряженное общение с другими людьми. Им приходится встречаться с клиентами в тяжелые для них моменты жизни.

Но прежде чем решать чужие проблемы, специалист должен уметь справиться со своими проблемами. По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные стороны трудовой деятельности – профессиональную сферу, личность профессионала, профессиональное общение. Для отдельного человека выгорание становится очень болезненной проблемой, в масштабе же организации - стресс и выгорание сотрудников приводят к снижению эффективности работы и большой текучести кадров.

Организация работы по сохранению психического здоровья специалиста является одной из наиболее актуальных задач, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психологических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития специалиста соц. сферы.

Справиться с этой проблемой призвано такое современное и перспективное направление, как арт-терапия.

Этот метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством», признан психологами и психиатрами одним из наиболее эффективных и мягких способов воздействия на сознание человека. Это не только прекрасный способ снять стресс и расслабиться, но и возможность раскрыть свой внутренний мир. Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт-терапию в различных направлениях психотерапии, в бизнесе, педагогике и социальной работе.

Арт-терапия - это

  • метод лечения, основанный на привлечении человека к занятиям творчеством и на восприятии им готовых предметов искусства,
  • метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции человека художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, рукоделие и многое другое.

Арт-терапия выполняет несколько функций: самовыражения, развития личности и отношений в социуме, снятие напряжения, помогает осознать некоторые психологические проблемы.

Арт-терапия эффективно работает как при консультировании и терапии взрослых, так детей и подростков. Метод не имеет ограничений и противопоказаний, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. К занятиям можно приступить в любое время, ведь специальная подготовка для пациентов не требуется.

Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим образовательным и воспитательным методам.

Актуальна арт-терапия в психологии, ведь все люди сталкиваются с проблемой межличностных отношений. Арт-терапия не только позволяет выразить свои страхи, эмоции и чувства, но и позволят адаптироваться к жизни в обществе, понять окружающий мир, научиться понимать других людей. Многие во время занятий открывают творческие способности и таланты, о существовании которых не знали.

Основные положения

Цель программы: профилактика синдрома профессионального выгорания специалистов Учреждения.

Задачи программы:

обучение специалистов самостоятельному преодолению кризисных психологических состояний посредством методов арт-терапии;

удовлетворение потребности сотрудников Учреждения в творческой самореализации, внутренней гармонии и равновесии;

помощь в развитии профессиональных навыков, личностного роста, повышения уровня самооценки специалистов.

Целевая группа: специалисты Учреждения

Направления программы:

  • профилактическое,
  • культурно-досуговое.

Формы и методы работы:

  • групповая: социокультурные мероприятия, направленные на поддержание позитивного настроя специалистов и профилактику стресса.
  • творческие мастерские;
  • выставки;
  • мастер-классы;
  • презентации.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

С.В. Кононова, специалист по соц. работе ОССО и ОО,

Т.Г.Епанчинцева, аналитик Центра

Руководитель клуба:

С.В. Кононова, специалист по соц. работе ОССО и ОО

Участники клуба: специалисты Учреждения

  • Материально-технические условия:
  • помещение Учреждения, столы, стулья, орг. техника, интерактивный экран;
  • прикладныематериалы для творчества.

Ожидаемые результаты:

Результатом комплексного подхода к проведению занятий по арт-терапии и самореализации сотрудников Центра являются:

  • повышение стрессоустойчивости, коммуникабельности сотрудников Учреждения;
  • гармонизация психологической атмосферы в Учреждении, в отделениях, на рабочих местах;
  • развитие творческого потенциала, самооценки сотрудников, их мышления, памяти.

Оценка результатов программы

Критериями оценки эффективности реализации программы являются следующие:

  • повышение степени удовлетворенности специалистов от занятий, проводимых в клубе;
  • снижение уровня напряженности и тревожности на рабочих местах Учреждения;
  • улучшение показателей психологического комфорта сотрудников.

Исходя из критериев, определены основные показатели эффективности деятельности клуба:

Количественные показатели:

  • численность лиц, участвующих в работе клуба;
  • количество проведённых мероприятий.

Качественные показатели:

  • удовлетворённость специалистов качеством и уровнем проводимых занятий в клубе;
  • положительные отзывы о деятельности клуба.

Мониторинг данных показателей осуществляется в динамике на основе:

  • спланированного наблюдения за изменениями в поведении сотрудников Учреждения;
  • опроса, анкетирования участников клуба;
  • продолжительности, периодичности занятий, активности сотрудников в заседаниях клубов и социально значимых мероприятиях;

Дополнительным механизмом оценки является наличие положительных отзывов.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный: беседа с сотрудниками Учреждения, сбор информации о психологическом состоянии, предпочтениях специалистов, культурного, профессионального уровня сотрудников. Разработка конспектов занятий, памяток, рекомендаций. Подбор участников, разбивка на группы, выбор преподавателя.

2. Основной:

Реализация программы:

  • проведение запланированных занятий, мастер-классов.

3. Завершающий:

  • подведение итогов, обобщение опыта, выпуск инф. материалов, оформление альбома участников.

Сроки реализации программы: январь – декабрь 2015 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на один год и включает в себя следующие направления:

1. "Секреты рукоделия":

  • вышивка атласными лентами,
  • бисероплетение,
  • вязание спицами,
  • вязание крючком

2. "Креативная студия":

  • тестопластика,
  • бумагопластика,
  • декупаж,
  • квиллинг

Занятия проводятся 2 раза в месяц, в течение всего года. Организованы 2 группы по 9-10 человек.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

I. Направление "Секреты рукоделия"
1

Вышивка атласными лентами. Знакомство с техникой выполнения.

1

2

Предметы, вышитые атласными лентами.

1

3

Делимся опытом в вышивке.

1

4

Вязание крючком. Это просто.

1
 

Виды вязок крючком.

1
 

Салфетки и коврики своими руками (крючок).

1
 

Вязание  спицами. Уроки для начинающих.

1
 

Виды вязок спицами. Простейшие вязки.

1
 

Шарфики для всей семьи (спицы).

1
 

Бисероплетение. Знакомство. Виды изделий из бисера.

1

 

Украшения из бисера. Техники выполнения.

1

II. Направление «Креативная студия»

 

Как работать с соленым тестом.

 

1

 

 

 

Поделки из соленого теста.

 

1

 

Особенности техники декупаж.

1

 

Предметы в технике декупаж.

1

 

Особенности бумагопластики.

1

 

Поделки из бумаги, простые техники.

1

 

Что такое квиллинг?

1

 

Картины в технике квиллинг.

1

 

Что такое граттаж?

1

 

Картинки в технике граттаж.

1

 

Изделия из кожи. Разнообразие техник. Плетеная сумочка.

1

 

Аппликация и картинки из кожи.

1

Приложение

Мастер – класс с элементами арт-терапии

Я предлагаю выполнить 3 разных упражнения с элементами арт – терапии (комплексное занятие).

1. Упражнение "Тонирование" (звуко - терапия).

Участникам занятия предлагается пропеть звуки:

  • «м-м-м» - снимает стресс и способствует расслаблению,
  • «а-а-а» - немедленно вызывает расслабление,
  • «и-и-и»  - «звуковой кофеин», за 3-5 минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,
  • «о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.

Давайте медленно и протяжно пропоём каждый звук и почувствуем его звучание.

2. Оригами "Кошка" (бумагопластика).

Я предлагаю сделать из бумаги мордочку кошки, согласно предложенной схеме.

Я выбрала этот образ неслучайно, ведь кошка – это символ гибкости, мягкости, "пушистости", позитива и домашнего уюта. Мурлыканье кошки успокаивает, умиротворяет, вызывает улыбку и покой. Мы сделаем такую "милую" мордочку и она будет вызывать у вас позитивные эмоции. Такую фигурку также легко можно сделать и с детьми.

3. Упражнение "Звуки природы" (элементы музыко - терапии).

Прослушаем целебные звуки, созданные самой природой, возвращающие нас к своим истокам:

Звуки природы:

  • В качестве болеутоляющего средства подойдут музыка и звуки, напоминающие шум моря и водопада.
  • Прекрасно расслабляет : мягкий шум прибоя, несильный треск костра, журчание ручейка или шелест листвы, стрекотание сверчка, кваканье лягушки, пение соловья или жужжание пчелы.  
  • Позитивный настрой создаст кошачье мурлыканье.
  • Чтобы взбодриться, попробуйте послушать звуки горного эха, грома во время грозы под звуки дождя, собачий лай, пение лесных птиц.
  • С утра лучшим пробуждающим средством может быть пение петуха.
  • Для поднятия иммунитета подойдет горное эхо или звуки   леса.

4. Упражнение "Танец огня" (ритмо - терапия).

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и  переживаний.   Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают человеку быстро и легко установить дружеские связи с другими участниками группы, ведущим, это также дает определённый психотерапевтический эффект – положительные эмоции в процессе и по окончании занятия, которые и являются целью проведения подобных мероприятий.

Данное упражнение помогает снять напряжение, почувствовать партнера, установить контакт с группой участников занятия, объединить всех.

Текст – сопровождение:

- Я предлагаю вам пройти в центр зала\комнаты.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Вы все вместе – это большой костер.

Каждый из вас – это искорка костра. А ваши руки – это язычки пламени нашего костра.

Начинайте медленное движение руками – как будто подул ветерок, и ваши язычки пламени задвигались.

Давайте вместе начнем покачивать руками. Сначала медленно и плавно – влево.

Затем медленно и плавно – вверх. Теперь медленно и плавно – вправо.

Двигаемся плавно, мягко, расслабленно, как нам хочется, – наш костер горит ровно и спокойно.

Двигаются руки, двигаются предплечья, двигаются кисти рук.

Теперь, в такт музыки, мы начинаем двигаться по кругу – медленно и плавно, и наши язычки пламени движутся и раскачиваются вместе с нами. Наш костёр ритмично покачивается.

Теперь ветер подул сильнее, и каждая искорка нашего костра объединяется с соседней искоркой в пару, искорки берутся за руки и движутся вместе плавно, в такт музыки.

Наш костер продолжает гореть, он по-прежнему – ровный и размеренный.

Каждая искорка светится радостью и добром, красотой и любовью, светом и миром.

Кононова Снежана Викторовна,
специалист по социальной работе и организационному обеспечению отделения срочного социального обслуживания и организационного обеспечения Бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района"

Адрес служебный: 646620, Омская обл.,

с. Нижняя Омка, ул. Кооперативная 14, БУ КЦСОН Нижнеомского района

телефон служ.: 8(38165)2-31-64;

  • 646620, Омская область, Нижнеомский р-н, с. Нижняя Омка, ул. Кооперативная, 14.
  • Режим работы: c 08:30 до 17:45.
  • Телефон: 8 (38165) 22-340